10 вещей, которые могут убить звук вашей гитары
Александр Lex Алексеев
Представьте, что у вас совершенно идеальная гитара, дорогая, фирменная и совершенно новая (или, напротив, очень старая, — по-настоящему винтажная)
Возможно, представлять ничего и не надо, поскольку вы один из таких счастливчиков. Можно ли теперь быть спокойным за свой звук? Увы, нет.
Есть много причин, по которым звук из идеального инструмента может попадать в наши уши в совсем неидеальном качестве. Давайте разберём десять самых распространенных из них. Начнём перечислять, двигаясь в том же направлении, в котором и наш звук перемещается от исполнителя до слушателя.
1. Звукоизвлечение
"Ну вот, началось!" — скажете вы. Ну а что? Не буду утверждать, что "весь звук в руках". Не весь, но большей частью он именно там. Сколько раз я видел, как два человека играют на одной и той же гитаре, просто передавая её из рук в руки, а звук при этом получается совсем разный! И необязательно один из них умел играть, а другой — нет. Обычно даже музыканты одного уровня звучат по-разному. Так что некачественное звукоизвлечение (оно же "плохо поставленные руки") может быть самой главной причиной плохого звука, которое не исправить уже никаким самым прекрасным оборудованием.

Эта причина неспроста стоит на первом месте. Одновременно самая важная и распространённая, она оказывается и самой сложно устраняемой. Если вы никогда не ходили к преподавателю — самое время начать. И не имеет значения, сколько вы занимаетесь сами с ютубом. Никто не видит собственные ошибки, это закон.

А вот теперь, наконец-то, про железки.
2. Струны
Тоже, казалось бы, банальность, но про это легко забыть. Струны обычно "садятся" постепенно и только при установке нового комплекта становится понятно, как ужасно звучал предыдущий.

Основная причина потери звука струн — это грязь, которую образуют жир с пальцев и обычная ржавчина. Но даже если вы используете струны с защитным покрытием или всегда после игры очищаете их специальным средством, это не спасёт от другой проблемы — потери формы. Струны неизбежно искривляются на порожках и напротив тех мест, где они прижимаются к ладам. Это приводит к неприятному дребезгу и потере строя. И, главное, эту причину нельзя устранить, сварив струны с содой в кастрюльке (Хотя, кто варит струны в наше время?) …


Старая струна под микроскопом
3. Регулировка инструмента
Хорошая гитара только тогда хорошо звучит, когда у неё правильно отрегулированы важнейшие параметры: мензура, высота струн над грифом и прогиб грифа.

Это отдельная большая тема и здесь я хочу коротко напомнить о её важности для вашего звука.

Мензура — это длина струны. От её правильной настройки будет зависеть строй гитары в зависимости от позиции, в которой вы играете.

Высота струн в первую очередь влияет на удобство игры. Чем струны ниже стоят, тем легче играть. Но чем они выше, тем глубже звук и больше сустейн. Поэтому для разных стилей музыки и манер игры высота струн обычно нужна немного разная.

Самый интересный параметр — прогиб грифа. Если вы внимательно посмотрите вдоль грифа идеально отстроенной гитары, то с удивлением увидите, что тот слегка кривой, как будто струны его слегка выгибают к себе. И они действительно его выгибают, поскольку сила натяжения всех струн составляет несколько кг. Для компенсации этой силы нужен анкерный стержень внутри грифа, но его настраивают так, чтобы оставался небольшой прогиб. Это нужно для снижения дребезга струны на ближайшем ладу.

Коварство перечисленных настроек заключается в том, что их требуется заново проводить, если вы решили сменить калибр струн — то есть поставили более толстые или более тонкие струны, чем были до этого.

Все они также могут "уйти" просто из-за смены влажности воздуха, что в нашем климате происходит два раза в год.



4. Гитарный кабель
Участок сигнала электрогитары от звукоснимателя до первого активного блока — самый ответственный в смысле сохранения качества звука. Дело в том, что сигнал с традиционного пассивного магнитного датчика выходит очень слабый, а гитарный провод (заодно с ручками регулировки звука на гитаре) создают со звукоснимателем общую схему, работая как электрическая нагрузка.

Если кабель имеет слишком большую погонную ёмкость или слишком большую длину, он будет работать как фильтр ВЧ, то есть попросту "срезать верха". Так что гитарный провод лучше иметь по возможности максимально качественный, и не длиннее трёх метров. Хотя если у вас на гитаре активные звукосниматели, то требования к проводу значительно снижаются, поскольку первый усилительный элемент находится прямо внутри инструмента.




Для подключения гитары к старой "радиоле" нужен был именно такой кабель.
5. Обработка
Тоже огромная и неохватная тема. Не будем упрощать до уровня "цифра отстой", "байпасс должен быть только труЪ", "босс жрёт звук" и прочего такого. Всё это, как минимум, не настолько просто. Зато очень просто на этапе обработки сигнала эффектами загубить свой звук, слишком много для этого существует путей.

Простого способа выбрать идеальный способ обработки звука, который будет безупречен по всем параметрам, не существует. Всегда найдётся тот, кто вам скажет, что всё делать надо ровно наоборот. Так что только один совет — иногда включайте гитару напрямую в хороший усилок коротким проводом. И слушайте.
Где-то питание отходит...
6. Межпедальные патчи
Как я мог про это не упомянуть? Я же жизнь посвятил созданию безупречного патча для коммутации педалей! Так что, друзья, не забываем про такую, казалось бы, мелочь. Если у вас несколько классных и модных педалек совокупной стоимостью как у подержанного автомобиля, не стоит соединять их китайскими проводками из категории "доллар за связку". В звуке мелочей не бывает!

Да и обычный крепкий на вид паянный патч может преподнести много сюрпризов. Сколько раз я видел болтающиеся внутри контакты, "холодную пайку" или карбоновый экран кабеля, который касается клеммы сигнального проводника… Каждая такая скрытая с глаз мелочь способна уничтожить звук всей системы. И часто только случайная замена этого патча на другой позволяет узнать, что копеечная вещь портила звук дорогостоящего сетапа.

Именно потому я решил сделать свой патч, который звучит всегда.
Он прекрасен, не правда ли?
7. Усиление
Вы как хотите, но я люблю ламповые усилители. Да, именно — большие, тяжёлые, дорогие и капризные ламповые усилители! Тут вы можете со мной не спорить, а я не буду спорить с вами.

Моё мнение таково — не включился "в лампу" — испортил звук! В наше время есть множество разных продвинутых способов эмуляции традиционной системы гитарного усиления, но я пока не встречал такой, которая бы мне лично понравилась.

В конце концов, "электрогитара" — это сама гитара плюс усилитель и кабинет. Только вместе они составляют инструмент. Как рояль немыслим без резонансной деки, орган — без церковного зала, так и электрогитара без усилителя — это всего лишь половина инструмента.

А самое главное — классический роковый саунд появился в начале 50-х годов прошлого века только благодаря способности лампового усилителя классно подгружать звук на большой громкости, чутко реагируя на силу звукоизвлечения музыканта. Если бы транзисторы изобрели лет на двадцать раньше, мы с вами сейчас слушали бы совсем другую музыку!
Поднесите руку, чувствуете тепло?
8. Лампы
Каждый, наверное, попадал в такую ситуацию — на базе стоит крутой ламповый аппарат, вы включаетесь в него, предвкушая неземное наслаждение, а в итоге… ну-у-у, как-то так. Никак, в общем. И одна мысль — г..но этот ваш хвалёный Маршал (Фендер, Меса, Оранж — нужное подчеркнуть). А дело в том, что здесь, скорее всего, проявила себя главная проблема лампового усилителя — сами лампы. Это сердце схемы. Если лампы старые, то звука скорее всего не будет.

Новые лампы — тоже не гарантия успеха. Лампы в секции мощности обязательно должны быть подобраны между собой. Две их там, четыре, или даже шесть — все они должны иметь в точности совпадающие характеристики. Причём качество звука, особенно такие параметры как разборчивость или динамика зависят от точности подбора ламп в пару или в четвёрку самым непосредственным образом. И мало кто, к сожалению, умеет это делать в наше время (мы в TubeShop, если что, умеем).

Даже в новом усилителе (только что из магазина!) лампы могут быть подобраны, как бы повежливее сказать, приблизительно… Так что неудивительно, что приборы вроде Kemper или Axe FX завоёвывают всё больший успех, они же эмулируют усилители с хорошими лампами!
9. Кабинет
Ещё одна важная деталь, и, как мы уже заметили, часть инструмента, а не просто что-то в конце цепи.

Именно из кабинета мы слышим звук нашей гитары. Да и, собственно, сам по себе звук впервые появляется только здесь! До этого это просто электрический сигнал, не более.

Так что не забывайте про важность кабинета и динамиков в нём — они вносят основную долю влияния в тембр. Часто замена динамиков на другие, более подходящие именно вам, сильнее меняет звучание всей системы, чем даже замена одной гитары на другую!
10. Электропитание
Мы же говорим про электрогитару! А она немыслима без электропитания! Если гитариста плохо кормить — он будет плохо играть. Если плохо кормить усилитель и обработку — от них тоже не стоит ждать ничего хорошего!

Не буду предлагать всем массово покупать такую вещь, как кондиционер питания (а такое бывает, и это полезная штука), но блок питания в педалборде обязан быть хорошим. Плохим питанием можно загубить все полезные качества любого самого крутого прибора.

И, ради всего святого, не забывайте про грамотное заземление! Это не только влияет на помехи, а ещё и на вашу собственную безопасность! Обратитесь к хорошему электрику, если вы не уверены, что заземление у вас есть.




Желаю хорошего звука вашей гитаре!



Александр Алексеев, a.k.a. Lex



E-mail: lexcable@lexcable.ru
Телефон: +7 916 177 1530
Соцсети: VK | facebook | Instagram | YouTube | МАГАЗИН |

© All Right Reserved. Lex Cable
e-mail us: lexcable@lexcable.ru
Made on
Tilda